Проблемы дефиниции и оценки политического риска
Классификация политических рисков проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом Ч.Кеннеди предложил деление политического риска на экстра-легальный и легально-правительственный. Подобной классификации придерживаются Ж. де ла Торре и Д.Некар.
Экстра-легальный риск |
Легально-правительственный риск | |
Макрориск |
Революция |
Изменение инвестиционного законодательства |
Микрориск |
Терроризм |
Торговое регулирование |
Источник: Charles R. Kennedy, Political Risk Management, 1987, p.7.
Экстра-легальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.
Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающегося торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики.
Некоторые исследователи (М.Фицпатрик, В.Ашер, Т.Брювер) считают существующую дефиницию политического риска неудовлетворительной из-за того, что она конституирует политический событийный риск. По их мнению, основное внимание должно уделяться динамике политического действия, из которого возникают события, поскольку можно точнее спрогнозировать природу конфронтации или понять действия политических сил, чем предсказать победителей и проигравших.
Подверженность политическим рискам.
Действия легитимных структур |
События, вызванные действиями неконтролируемых правительством сил | |
Непредвиденные обстоятельства | ||
Потеря контроля за деятельностью фирмы |
- полная или частичная экспроприация - насильственное лишение прав управления - конфискация собственности фирмы - разрыв договора |
- война - революция - терроризм - забастовки |
Падение ожидаемой прибыли |
- неприменимость “национального режима” - уменьшение доступа к финансовым, трудовым и сырьевым рынкам - контроль над ценами, товарами, деятельностью - валютные ограничения - ограничения денежных переводов за границу - требования к экспортным характеристикам |
-националистически настроенные продавцы и поставщики -угрозы враждебных группировок - навязанные извне финансовые ограничения - навязанные извне ограничения на импорт и экспорт |
Источник: J. de la Torre, D. H. Neckar, Forecasting political risks for international operations, p.223.
В 80-х годах активно проводились исследования по проблемам развития и улучшения методов прогнозирования. В работах Дж.Остина и Д.Йоффи, Т. Морана, В.Оверхольта, Т.Шрива уделялось внимание общим методам оценки и анализа политического риска. Другая группа ученых, среди которых Дж.Морган, С.Марк, Дж.Сасси и С.Дила, сосредоточила свои усилия на индивидуальных подходах фирм.
Другое по экономике
Международное движение капитала
Международная миграция капитала как явление
начала активно развиваться в период становления мирового хозяйства. Дополняя и
опосредуя международную миграцию товаров, оно становилось постепенно
неотъемлемой, определяющей, отличительной чертой современной мировой экономики
и международных э ...
Разделы сайта
- Главная
- Банки, их роль в рыночной экономике
- Безработица как социально-экономическое явление
- Анализ финансово-экономического состояния предприятиял
- Организация деятельности предприятия
- Особенности управления малым предприятием
- Государственный бюджет и проблема его дефицитности
- Рациональные стратегии экономики